Не винный Китай

Франция зафиксировала резкое падение экспорта вина. Один из важнейших показателей внешней торговли упал за первое полугодие 2014 года на 7%. Причина — в падении продаж в Китай на 30% из-за новых антикоррупционных законов. Дорогой алкоголь в КНР, объясняют эксперты, покупали в основном для взяток.

Франция столкнулась с падением показателя по одной из важнейших статей экспорта. Внешние продажи вина и спиртных напитков сократились на 7,3% в первом полугодии 2014 года и составили 4,8 млрд евро (данные Федерации экспортеров вина и крепкого алкоголя), пишет The Wall Street Journal.

Причину эксперты рынка видят в снижении спроса со стороны крупнейшего покупателя французских вин — Китая. Экспорт французских вин и крепкого алкоголя в Китай в январе – июне упал на 30%.

Наиболее существенное падение пришлось на поставки элитного алкоголя — коньяка и вин Бордо (–28%). Так, компания Remy Cointreau (производитель коньяка Remy Martin) объявила о падении продаж коньяка в Китай на 32% в последнем квартале 2013 года. Ее прибыль по итогам года рухнула вдвое.

До этого начиная с середины 2000-х годов поставки вина в Китай неуклонно росли. За 2007–2013 годы китайский импорт вина увеличился более чем в семь раз. Большая часть импорта приходилась именно на вина из Бордо, где китайские инвесторы активно скупали виноградники.

«Речь нужно вести не о снижении потребления в Китае вина и крепких алкогольных напитков, а о снижении покупательского спроса, причем в отношении совершенно определенной группы товаров — элитного алкоголя, — объяснил «Газете.Ru» винный эксперт, член Союза сомелье и экспертов России (ССЭР) Александр Сидоров. — Что касается субпремиум- и эконом-сегмента, здесь снижение спроса практически незаметно, наоборот, наблюдается медленный, но уверенный рост».

Снижение поставок в Китай из Франции отчасти объясняется развитием внутреннего производства.

В 2013 году 80% потребления проходилось на собственное китайское вино. «Французы разводили в Китае виноградники в 90-х годах. И теперь в Китае много вин, аналогичных французским. Самое известное — «Великая стена» — это целая серия вин», — рассказал директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ профессор Алексей Маслов. Предпочтение винам местных производителей укладывается в рамки общей китайской тенденции поддержки внутренних производителей.

Но главная причина – кампания по борьбе с коррупцией в Китае, развернутая новым руководством страны.

«Снижение спроса на элитный алкоголь во многом связано с антикоррупционной политикой, которая в последнее время проводится в стране довольно жестко. Ведь элитный алкоголь покупали не для того, чтобы пить, а прежде всего для того, чтобы делать статусные подарки», — отмечает Сидоров. В 2013 году, после прихода к власти Си Цзиньпина, в КНР был принят ряд законов, призванных бороться с коррупцией. «Теперь потребление чиновниками люксовых товаров очень четко отслеживается. Чиновники, как и в России, обязаны декларировать подарки дороже $100», — говорит Маслов.

Наряду с этим введен запрет на угощение иностранцев за государственный счет. «Раньше считалось, что, если приехали иностранцы — любого уровня и любой заинтересованности, нужен банкет. Под это регулярно списывалось довольно много денег — кто был в Китае, тот хорошо знает, что денег не жалели. Теперь угощать за государственный счет можно только делегации высшего уровня и то по предварительной заявке», — объясняет Маслов.

Что до самих китайцев, то они не ценят вино и мало его потребляют. Если всего алкоголя (в литрах чистого этанола по данным на 2010 год) на душу населения в КНР приходится 6,7 л, то вину отводится из них лишь 3%.

«Китай — не винная страна, — отмечает Сидоров. — Потребление вина в Китае все еще ничтожно».

«Китайцы не привыкли пить вино, они не понимают вкуса вина, оно не является частью китайского стиля жизни», — согласен Маслов.

Это, впрочем, не помешало Китаю выйти на первое место в мире по потреблению красного вина. В Китае (включая Гонконг) в 2013 году было выпито 1,8 млрд бутылок вина (данные компании Vinexpo). По общему потреблению всех видов вина Китай также держится в пятерке лидеров. Хотя по количеству выпитого вина на душу населения страна находится существенно ниже.

Даже тот небольшой рост потребления вина, который эксперты отмечают в Китае, происходит за счет Гонконга и некоторых крупных мегаполисов, «где работает много иностранцев, куда приезжает много туристов из западных стран и где живет много китайцев, которые активно путешествуют, работают в западных компаниях либо имеют родственников в китайских диаспорах за границей, прежде всего в США», — поясняет Сидоров.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», полагают, что экспорт элитных вин в Китай будет сокращаться и дальше.

«Боюсь, ничего хорошего в ближайшие кварталы французским виноделам ожидать не стоит. Скорее всего, спрос на винные изделия будет сокращаться. Сейчас в целом глобальный спрос крайне неустойчив из-за нестабильности в мировой экономике. В КНР потребительский рынок в этом году, как ожидается, вырастет на 1–1,5% ниже, чем в прошлом году. Какое-то оживление рынка возможно не ранее второго полугодия 2015 года», — говорит директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян.

«Снижение спроса на вино в Китае вряд ли можно компенсировать за счет увеличения присутствия на других рынках», — рассуждает директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.

«Еще одним крупным рынком для страны остается Россия, куда экспортируется 37–39% спиртных напитков на основе винограда от общего объема», — отмечает аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина.

«Россия является весьма проблемным регионом: спрос на вино в нашей стране хотя и относительно стабилен, но невысок (вино, согласно соцопросам, употребляет регулярно, то есть хотя бы два раза в месяц по 400 мл, лишь 24% россиян). Конкуренция на российском рынке и так достаточно высока, и французским виноделам приходится сталкиваться на нем с конкурентами из Южной Америки, чья продукция при сходном качестве отличается более гибкой ценовой политикой», — не согласна Горшенева.

По ее словам, французским виноделам можно посоветовать усилить работу в более низких ценовых сегментах, ориентируясь на формирующийся в КНР средний класс. «За счет этого можно частично компенсировать снижение продаж. В премиум-сегменте французские виноделы, скорее всего, сфокусируются на американском рынке, поскольку в США хорошо развита культура потребления вина и продукцию французских виноделов хорошо знают», — рассуждает эксперт.

На рынке, впрочем, ожидают, что спрос в Китае на дорогие французские вина возобновится в следующем году.

«Коллекционеры вина, появившиеся в «тучные годы» китайской экономики, никуда не делись», — пояснила Шишкина. По данным WSJ, руководство крупных игроков алкогольного рынка прогнозирует рост экспорта в 2015 году. Французская компания Pernod Ricard (производит виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, ром Havana Club, джин Beefeater, текилу Olmeca, водка Absolut, коньяк Martell, ликер Malibu, шампанские Mumm и Perrier Jouet) в августе сообщила, что уже видит признаки улучшения в текущем квартале.

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*