Из Китая с мотором

Что может предложить российским водителям автопром Поднебесной.

Китайские автогиганты продолжают штурм российского рынка. В рамках Московского международного автомобильного салона-2014 вместе с уже известными брендами на суд потребителя были представлены и новинки компаний, появившихся сравнительно недавно. Такой напор вызывает тревогу у отдельных экспертов: по их мнению, именно китайские коллеги представляют наибольшую угрозу для производителей отечественных автомобилей. Модели из Поднебесной выигрывают у наших разработок по качеству и дизайну, а стоят практически столько же.

Так, сразу пять моделей в рамках салона представила компания Haval — еще в недавнем прошлом считавшаяся «дочкой» (SUV-брендом) известного концерна Great Wall Motors, но в 2013 году отправившаяся в самостоятельное плавание. В ближайшем будущем флагманом компании станет рамный внедорожник Haval H9, оборудованный для перемещения в сложных дорожных условиях. Н9 имеет семиместный кузов, оснащен 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, интеллектуальной системой полного привода, системой бесключевого доступа.

Новинки одного бренда

«Интересом у публики пользовалась и модель Haval H8, сочетающая в себе лаконичный дизайн кузова, роскошь внутренней отделки и комфорт в управлении. Автомобиль имеет несущий кузов, изготовленный из высокопрочной стали с использованием технологии лазерной сварки. И также оборудован 6-ступенчатой автоматической коробкой передач», — рассказывает Михаил Роткин, заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус» (официального представительства бренда Haval в России).

Haval H2, по словам эксперта, — это городской кроссовер. А вот в Haval H6 применяется совершенно новая концепция внешнего вида. Модель оснащена интеллектуальной системой полного привода, обеспечивающей стабильный разгон и проходимость, а также топливную экономичность.

Стоимость новинок компания пока что держит в секрете. Как пояснил эксперт «Известиям», в массовую продажу в России автомобили этого бренда поступят не раньше следующего года. «Россия имеет потенциал стать самым большим авторынком в Европе, и мы планируем принести сюда лучшие модели. На рынке Китая — самом большом автомобильном рынке в мире — Hаval уже в течение 11 лет занимает первое место по объему продаж», — говорит Михаил Роткин.

В погоне за конкурентами

С неменьшей активностью за российского покупателя борются и уже «состоявшиеся» на нашем авторынке бренды. Так, Геннадий Павлов, генеральный директор компании «Чери Автомобили Рус», констатировал: «В этом году наша компания представила на российском рынке линейку Ambition Line, которая включает в себя три абсолютно новых автомобиля. Это седан самого популярного сегмента В+ — Chery Bonus 3, седан размеров бизнес-класса Chery Arrizo 7 и кроссовер Chery Tiggo 5». По данным эксперта, оценить предложенное соотношение цена—качество покупатели уже успели: «Мы наблюдаем 2–3-месячные очереди, например, на Tiggo 5. Наши новые модели, будучи на уровне именитых аналогов, в сопоставимой по оснащению комплектации на 15–20% доступнее». Помимо безопасности автомобилей немало внимания компания уделяет их дизайну. За облик моделей Chery отвечает всемирно известный автомобильный дизайнер Джеймс Хоуп, который ранее сотрудничал с концернами Ford, DaimlerChrysler, General Motors.

С беспрецедентной программой спецпредложений для покупателей «Летний Новый Год!» с августа выступает и признанный лидер китайского автопрома в России — компания Lifan Motors. «Основное преимущество нашего автомобиля перед европейскими, американскими или японскими аналогами — это его стоимость, а также достойное оснащение базовых комплектаций», — пояснил «Известиям» Сунь Цзэцзюнь, генеральный директор Lifan Motor Rus.

Качество и безопасность большинства современных китайских автомобилей постепенно доводится до стандартов, принятых в Евросоюзе, признают эксперты. Конечно, до Range Rover Sport 2014 им еще далеко, но если сравнивать разработки китайцев с достижениями большинства российских автопроизводителей, то выбор падет явно не на последних. Недаром еще в 2013 году Владимир Путин заявил, что будет использовать все возможности членства в ВТО, чтобы защитить наш рынок от притока китайских автопроизводителей, устанавливающих демпинговые цены.

Секрет успеха

В первой половине 1990-х китайский автопром находился не в лучшем состоянии. Одна из главных причин такой ситуации — отсутствие доступа к конкурентным технологиям. Чтобы исправить такое положение, правительство КНР решило ограничить ввоз импортных машин, повысив до 80% пошлины на импорт, и параллельно гарантировало собственным производителям налоговые льготы.

В результате автомобильные фабрики внутри Китая получили стимул для роста производства. В КНР пошли инвестиции, и производство автомобилей резко увеличилось — настолько, что к 2003 году стал наблюдаться явный перегрев рынка: спрос замедлился, цены на новые машины стали падать.

Ситуации помогла работа на внешних рынках и, как результат, производство не только не впало в рецессию, а набрало еще более внушительные обороты: в 2006 году КНР заняла третье место по объемам выпускаемых автомобилей (после США и Японии), а к 2009-му стала мировым лидером отрасли. Модельный ряд китайских авто стал стремительно расширяться. По прогнозам отдельных экспертов, к 2020 году каждая третья машина в мире будет носить бренд с пропиской в КНР. «Сейчас в Китае автомобильных брендов больше, чем во всех остальных странах вместе взятых», — напоминает Сунь Цзэцзюнь. По данным американских аналитиков, в 2013 году в мире было произведено более 87 млн автомобилей, и 22 млн из них были выпущены именно в Китае.

Среди наиболее сильных конкурентных преимуществ производителей из КНР на российском рынке сегодня специалисты отмечают их твердую заинтересованность в завоевании интересов российских автолюбителей: китайские бренды быстро прогрессируют и с завидной регулярностью выпускают на рынок новые модели с очень конкурентоспособными ценниками в районе 500–600 тыс. рублей.

Впрочем, на фоне такой вроде бы радужной картины имеются у них и определенные трудности. «Тотального захвата рынка китайскими производителями пока что не произошло по нескольким причинам, — перечисляет Сунь Цзэцзюнь. — Во-первых, в сознании россиян еще сильно клише «Made in China равно отсутствие качества». Такие убеждения за один день не проходят. Во-вторых, молодость китайских производителей автомобилей также способствует низкой скорости набора «финансового жирка», который можно повсеместно использовать для инвестиционных вложений».

Эксперт обращает внимание и на общий менталитет россиян. «Средний класс в России живет по законам общества потребления. У него в приоритетах — тяга к популярным и проверенным брендам, которые психологически гарантируют ему соответствующее позиционирование в обществе или заранее обещают удовлетворение его ожиданий. Чем больше население города, тем сильнее данный признак. Поэтому по большей части на нас обращают внимание жители более удаленных от столицы населенных пунктов. Они относятся к условностям выбора бренда намного проще, так как для них известность марки чаще не является основным признаком при выборе автомобиля», — признается Сунь Цзэцзюнь.

Правда, что касается компании Lifan, то задачи быстрого захвата рынка перед ней не стоит в принципе. По словам эксперта, китайский автобизнес прежде всего исповедует философию заботы о клиенте и стремление к повышению качества продукта. «Если мы видим, что есть к чему стремиться, то достижение лидерства на рынке по объему продаж не может стать для нас первоочередной задачей», — констатирует он.

Слишком поздно?

Справедливости ради заметим: хватает в России и экспертов, весьма скептически настроенных относительно светлого будущего китайского автопрома. «То, что китайские компании «выстрелили» год-два назад, ничего не означает, так как ведущие европейские, американские, японские и корейские марки «выстрелили» на нашем рынке намного раньше, — констатирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент». — Китайские компании вышли на российский рынок слишком поздно, и доля их незначительна. Понятно, что, так как спрос на автомобили у нас в стране не удовлетворен, потенциал нашего рынка огромен, и практически любой автомобиль найдет своего владельца, в том числе и автомобили, выпущенные в Китае, однако они скорее всего останутся нишевым продуктом на российском рынке».

По мнению эксперта, увеличению продаж китайских автомобилей в России за последние несколько лет есть несколько объяснений. «Во-первых, это эффект «низкой базы», ведь раньше машины из КНР были практически неизвестны не только в нашей стране, но и в мире в целом. Во-вторых, у нас есть потребители, которые интересуются всеми новинками мирового автопрома (своего рода «исследователи») и которые готовы приобретать в том числе и продукцию КНР. В-третьих, у части российских потребителей, которые не хотели бы приобретать отечественный автомобиль, а на иномарки ведущих мировых производителей у них не хватало средств, с выходом на российский рынок китайских машин появилась возможность купить такой автомобиль, который относительно недорог, а к тому же и внешне напоминает модели ведущих мировых автопроизводителей», — считает он.

…В прошлом году в России было реализовано около 100 тыс. машин из Поднебесной. Продажи только автомобилей марки Lifan в России с 2008 года выросли более чем в 5,5 раза. Узнаваемость бренда выросла в три раза. По мнению руководства китайской компании, с одной стороны, это связано с полноценным выходом на рынок основных дистрибуторов производителей из Поднебесной в виде дочерних компаний, с другой — на процессы значительно влияет постепенное повышение качества продукции, особенно заметное на фоне кризиса 2008 года для европейских, американских и японских производителей. Так что накал конкуренции с известными брендами у производителей авто из КНР еще впереди. И итог ее довольно сложно предвидеть.

На правах рекламы

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.