Рецензия на книгу «Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан»

Эта книга — шикарная находка, точнее совет, просто бальзам на мою истосковавшуюся по чему-то подобному душу. Вероятность того, что я самостоятельно отыскала бы ее и захотела прочитать, очень мала, и я готова благодарить годовой флэшмоб только за одну эту предоставленную возможность.

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан

В «Титусе» есть три основных фактора, помимо сюжета, конечно, и кучи мелких (но очень важных и нужных) деталей, которые и создают вокруг книги некий ореол своеобразного очарования.

Во-первых, герои. О них невозможно рассказывать, о них читать надо — словами это не опишешь, хотя у Мервина Пика каким-то образом получилось. Я таких персонажей еще не встречала и вряд ли встречу за границами этой трилогии. У каждого есть из них есть какая-то особенность, характерная черта, делающая их абсолютно уникальными, ни на что не похожими, слегка гротескными и нереальными и совершенно незабываемыми. Это может быть что угодно, такие вещи, которые нормальнму человеку и в голову-то сразу не придут. Черты эти могут и не быть, а на деле они таковыми и не являются, милыми или симпатичными. Они могут вызывать смех, недоумение, иногда брезгливость, но на выходе эмоции вызванные персонажами все равно остаются положительными, какими бы те ни были. Фантазии автора можно только подивиться. Нормальных героев там наберется едва ли парочка, остальные чистейшей воды придурки. Они могут быть умными, милыми, забавными и даже жуткими, но это никак не мешает им оставаться абсолютно дурными.

Во-вторых собственно сам Горменгаст, создающий непередаваемую атмосферу. Пусть такие вот мрачные замки и могут встретиться вам в различных произведениях, возможно они уже набили вам оскомину и такой вот сюжетный фон не вызывает уже ни воодушевления ни интереса, но это, поверьте, особый случай. От книги возникает фантастическое по своей реалистичности ощущение сгущающихся туч. Каждая мелочь, любая деталь усиливает ощущение затхлости, ветхости, сырости, мрачности. Будь то просто частые описания замка, или найденное героем ржавое оружие, или пыльные комнаты, узкие коридоры и темные переходы, или тени на стенах, или или чуть ли не бесовская атмосфера кухни, или птицы, или огромная куча белых и только белых котов, ведущих себя очень странно, или … Можно долго перечислять, я повторюсь, любое действие, находка или описание только подчеркивает и сгущает мрачность атмосферы.

В третьих, язык. Он напомнил мне чем-то диккеновский, своей завуалированностью, велеречивостью, изрядно этим удивив. При этом нет ожидаемой тяжести в чтении, я не продиралась сквозь слог, мне не приходилось задумываться над смыслом только что прочитанной фразы, не было ощущения затянутости. При всем том, что книга изобилует описаниями (особенно в первой половине) мне не было скучно ни капли. Возможно потому, что само знакомство с героями доставляло мне огромное удовольствие, или просто Пик пишет абсолютно, как говорят, «моим» стилем, у меня создалось впечатление, что автор может интересно рассказать даже о контактной разности потенциалов. Огромный плюс книге, читалось на одном дыхании и с огромным удовольствием.

Для книги оказалось сложно подобрать жанр — это не фэнтези и реальность, что-то между, посерединке. Так что, мне кажется «Титус Гроан» может прийтись по душе людям с совершенно разными читательскими вкусами. Очень жаль, что у нее относительно мало читателей на ЛЛ.

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*